Экскурсии
Главная страница / Экскурсии

Бакотский скальный монастырь

Само расположение Бакотского монастыря в одном из наиболее живописных уголков Подолья, на высокой, 120-метровой скале, навевает мысли о вечном. Нельзя не проникнуться благоговением перед силой, премудростью и милостью Творца к своему падшему творению.

Первые письменные свидетельства о Бакотском монастыре появились в "летописи великих князей Литовских" в ХІV столетии. Летопись рассказывает о захвате Подолья Литовскими православными князьями Кориатовичами около 1362 года, и о возобновлении и основании Подольских городов после нашествия татар. В ней говорится: " и на первое Кориатовичи нашли себе твержу на реке Смотричи, тут пак нарядили Смотрич, и у другом месте были чернцы у горе и в том месте нарядили (тоесть, вероятно, обновили, укрепили) город Бакоту." Из летописного текста следует, что монастырь существовал задолго до прихода Кориатовичей.
Историки считают, что монастырь возник тогда, когда Бакота была административным центром Подолья (Понизья, которым управляли Галицкие князья), то есть в ХІІ-ХІІІ в.

По предположению академика М.М.Тихомирова, посетившего Бакотский монастырь в 1962 году, скальный пещерный монастырь возник в конце ХІ-го - в начале ХІІ-го века.

Народная традиция донесла до наших времен упоминания о связях поднестровских монастырей с поднепровскими. В народных легендах говорится, что в Бакоте на Днестре подвигом добрым прославился Антоний Печерский (983-1073 гг.). Что отсюда он переселился на Киевские горы и основал там Киево-Печерский монастырь. Но связи со своими учнениками на Днестре он не разрывал аж до своей смерти.

В те дни Бакота имела мощный замок-крепость, сдерживавшую продвижение татарских орд вдоль берега Днестра. В период активизации татарских нападений кроме замков-крепостей население использовало для защиты и природные пещеры. До наших дней дошли рассказы о трагических событиях, связанных с историей Бакотского монастыря где-то в середине ХІІІ-го в. Согласно молве, в скальном монастыре спрятались от татаро-монголов местные жители вместе с монахами. Ордынцы предлагали им отречься от своего Бога в обмен на жизнь. Но никто не не вышел из пещер скального монастыря. Тогда баскаки замуровали вход в монастырь, из которого еще долго было слышно молитвенные пения.

Существуют рассказы и о большой библиотеке и драгоценностях, которые якобы хранились на территории монастыря.

Волнующие события происходили здесь и в последующее время.